(Автор: В.И. Поспелов, профессор)
Эти упражнения полезны детям с дальнозоркостью и с дальнозорким астигматизмом, больным амблиопией и страдающим рядом других расстройств зрения.
О целесообразности их применения при близорукости следует посоветоваться с врачом, так как они могут привести к усилению низкого наклона головы при работе вблизи и к повышению темпа прогрессирования миопии.
Упражнение 1 для повышения силы аккомодации
Проводят у окна, через которое виден горизонт. Закрывают один глаз, берут в руку мелкий текст (например, карманный календарь) и медленно приближают его к открытому глазу до тех пор, пока текст не станет плохо различимым. Затем еще медленнее отодвигают его от глаза, стараясь снова увидеть его четким как можно ближе к глазу. Как только четкость текста будет восстановлена, цикл повторяют: то приближают текст к глазу до ухудшения четкости, то удаляют от него до ее восстановления. Через 2-2,5 минуты делают минутный отдых, во время которого стараются рассмотреть через окно расположенные вдали предметы. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 2 для повышения устойчивости аккомодации
Проводят так же, только текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения и стараются четко его видеть в течение 2-2,5 мин на неизменном расстоянии от глаза. Затем делают минутную паузу, во время которой стараются рассмотреть через окно далекие предметы, и далее цикл повторяют. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 3 для повышения мобильности аккомодации
Проводят стоя к окну лицом. Во время упражнения текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения так, чтобы он не мешал видеть через окно горизонт (слегка опустить текст). Далее то в течение 5-10 сек рассматривают текст, то в течение такого же периода времени смотрят на горизонт, стараясь четко увидеть далекие предметы. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
При тренировках следует менять упражнения: в одном сеансе делать упражнение 1, в следующем — упражнение 2, в третьем — упражнение 3, или в ином порядке.